Фәрит Мифтаховның Дәүләт Советында ясаган чыгышы

Фәрит Мифтаховның Дәүләт Советында ясаган чыгышы

БӘЙЛЕ
2012 Авг 03
Депутат, татар конгрессының Казан бүлеге рәисе Фәрит Мифтаховның Дәүләт Советында ясаган чыгышын тәкъдим итәбез.

Мне выпала большая честь выступить перед вами на тему, которая волнует меня лично. Буквально за день до убийства Валиуллы хазрата Якупова, мы более 2-х часов обсуждали вместе концепцию «Ислам и татарский мир», в рамках Круглого стола, проведенного Казанским отделением Всемирного Конгресса Татар в здании Российского исламского университета. Зная Валиуллу хазрата долгие годы, помню, совершая хадж и живя вместе с ним в одной палатке, мы часто обсуждали дальнейшую судьбу татарского народа и роль Ислама в судьбе нашего этноса. Это был Человек с большой буквы, постоянно думающим о судьбе своего родного народа (края).

За последние 20 лет на территории республики открылись тысячи мечетей, построены десятки религиозно-образовательных учреждений, развивается Халяль-индустрия и бизнес. Это радует, но, одновременно с развитием появляется и ряд проблем. Коротко проанализируем прошлое, чтобы понять сложившуюся на сегодняшний день ситуацию.
В религиозной сфере татарского народа всегда были разногласия. Так довольно хорошо известно противостояние между джадидитами (обновленцами) и кадимитами (консерваторами), но нужно отметить, что все эти разногласия были в рамках ханафитского мазхаба и суннитского толка. Основные вопросы различия между ними были в методике образования, но они никогда не оспаривали вопросы вероубеждения, иными словами они спорили, КАК учить, но никогда не спорили ЧТО учить, поэтому в этих противоборствах никогда не было кровопролития. Мусульмане - татары никогда не убивали друг друга из-за религиозных разногласий, этому способствовали воспитание, менталитет и высокая нравственность нашего народа, сильные традиции богословия и веротерпимости.

После революции три поколения выросли нерелигиозными и были подвержены жесточайшей ассимиляции. Были разрушены мечети, татарам запрещали молиться, сжигалась исламская литература, полностью была уничтожена система религиозного образования, были сведены к минимуму контакты мусульман России с мусульманами мира. За эти годы татарский народ потерял свои богословские традиции и ориентиры. К началу 90-х годов мы не были готовы к хлынувшему потоку иностранных миссионеров, массово приехавших в Россию после крушения железного занавеса.

Все это происходило в рамках статьи 28 Конституции Российской Федерации, где говорится «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

90-е годы можно обозначить как годы хаотичного религиозного возрождения. На территории республики в это время функционировало несколько духовных управлений мусульман. В 98-м году прошел Объединительный съезд мусульман, проведенный под патронажем Первого Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. Это событие стало ключевым в вопросе объединения разрозненного на тот момент религиозного сообщества республики.

Исходя из всего вышесказанного, следует, что именно отсутствие религиозных ориентиров и сильной богословской школы, способной дать отпор радикализму, играет ключевую роль в дестабилизации религиозно-национальной ситуации в республике.
Из Татарстана не получится сделать Кавказ. Во – первых, у нас только 3-5% из всех мусульман действительно ходят в мечеть, на Кавказе достигает более 90%. Во – вторых, у татар не существует и не культивируется понятие «кровная месть».
Но в то же время, события последних дней вносят определенные корректировки в привычный ход вещей и мы стали понимать, что пора бороться с исламским радикализмом и с теми, кто использует ислам в своих корыстных целях, убеждая наиболее подверженных влиянию слои населения религиозными канонами. Среди мусульман появляются несогласные с политикой руководства духовного управления, но ДУМ должно заниматься интересами всех мусульман, потому что они проживают на территории республики, выстраивать диалог между всеми направлениями мусульманства, при этом, не допуская к диалогу экстремистов, агрессоров и радикалов, деятельность которых направлена на расшатывание внутренней стабильности и толерантности, достигнутых за эти годы в республике. Только в этом случае наше духовное управление станет авторитетным для мусульманского сообщества России.

Татарстан Конституциясенен 14нче мәддәсе нигезендә “Татарстаннан читтә яшәүче татарларга милли мәдәниятне, телне үстерү, гореф-гадәтләрне саклауда республика ярдәм күрсәтә». Әмма, халыкның телен һәм гореф-гадәтләрен диннән аерып булмый. Дини һәм милли эшләрне бергә алып бармау татарлар арасында традицион булмаган ислам юнәлешләренә җәелергә мөмкинлек бирә. Әгәр дин һәм милләт бергә барса, безнең исламга куркыныч янамас та иде.

Бу елның июнь аенда Татарстан республикасы хакимияте җитәкчелегендә III Бөтен Русия татар имамнары форумы узды. Шул җыенда “Ислам һәм татар дөньясы» концепциясе тәкъдим ителде. 18 июльдә – Рамазан ае алдыннан Татар конгрессының мин җитәкләгән Казан бүлеге әлеге концепцияне бүгенге татар-мөселман тормышына кертү юллары, аның механизмнары турында түгәрәк өстәл сөйләшүе уздырды. Анда төрле фикерләр әйтелде, карашлар белдерелде. Гомумән алганда, түгәрәк өстәлдә катнашучылар әлеге концепциядәге фикерләрне якладылар.

Шуңа алга таба традиция һәм гореф-гадәтләрне саклау һәм пропагандалау – ул бөтен Русия буйлап Сабантуйлар уздырып, татар эстрадасы концертлары үткәреп йөрү генә түгеллеген аңлый башларга кирәк. Әхлакны тәрбияләгәндә, мәдәниятне үстергәндә, ислам кануннарын файдаланмыйча булмый. Шуңа төбәкләрдәге милли һәм дини оешмаларның эшчәнлеге максималь якынайту максаты куелырга тиеш.

Мы должны провести такие круглые столы с привлечением представителей религиозных объединений, интеллигенции, государственных структур, общественных деятелей во всех районах республики и собрав предложения по дополнению Концепции, довести их до ВКТ, а также созвать внеочередной форум представителей духовенства Республики Татарстан для принятия концепции «Ислам и татарский мир». Это позволит дать однозначное определение традиционного ислама, чтобы ни у кого больше не было возможности прикрываться маской традиционалиста и вести одновременно экстремистскую деятельность.

Необходимо уделить повышенное внимание обучению татарских имамов. Необходимо создать, по крайней мере, одно кадимитское (консервативное) медресе на основе дореволюционной татарской богословии. Только в таком случае мы получим образованных татарских имамов способных противостоять различным исламским деструктивным течениям.

И в дальнейшем мы должны вложить все усилия для того, чтобы Татарстан оставался на пьедестале межнациональной и межконфессиональной толерантности. Мечети, учебные заведения Татарстана должны придерживаться традиционного для татар ханафитского мазхаба. Только через образование, через грамотную и выверенную политику руководителей ДУМ республики, мухтасибов, имамов и при 100% доверии народа к мусульманским лидерам, мы сможем стать примером для всех регионов Российской Федерации в развитии традиционного татарского ислама.

Также необходимо усилить взаимодействие депутатов Государственного Совета и других государственных структур по работе с населением, по налаживанию прямого диалога с народом, в том числе и по мониторингу настроя населения и урегулировании возникающих конфликтов на религиозной почве в тесном сотрудничестве с религиозными объединениями всех конфессий республики.

Хөрмәтле Рөстәм Нургалиевич!

Хөрмәтле милләттәшләр!

Форсаттан файдаланып барчагызныда Изге Рамазан ае белән тәбрик итәм һәм халкым исеменнән бүген бу мәсьәләләргә зур игътибарыгызны җәлеп иткәнегез өчен рәхмәтемне белдерәсем килә.

Без депутатларга да бу көннәрдә еш кына сораулар бирәләр: “Ник безне депутатларыбыз якламыйлар, алда тагы ничек булыр, нинди чаралар кабул ителә Дәүләт тарафыннан?”

Әлбәттә, бу мәсьәлә җиңелләрдән тугел. Ләкин барыбер әйтеп үтәсе килә, Рөстәм Нургалиевич үзенең үрнәге белән гаетләргә килә, имамнар форумнарын уткәрә, татар мөселман проблемаларын белеп торып, аларны хәл итергә торыша.

Күреп торабыз, Минтимер Шариповичның торышлыгы белән Кол Шәриф мәчете, быел Болгар җирендә Ак мәчетебез ачылды. Андый кешеләр юк дияргә була, бәлки булмаста... Шуңа күрә, бүгенге көндә бер-беребезнең кадерен белеп, милләтебезгә, динебезгә, халкыбызга бергә эшләргә Аллаһы тәгалә насыйп итсен. Шул вакытта гына киләчәктә илебездә татулык, тынычлык һәм бәхетле тормыш булыр.

Игътибарыгыз өчен бик зур рәхмәт! Благодарю за внимание!

avatar
4 Рыбалка • 03:39, 2013 Янв 09
Очень понравилось, даже не ожидала.
avatar
3 lococlub.ru • 10:45, 2013 Янв 07
Спасибо за пост. Позновательно.Админ я не могу зарегестрироваться может я просто не то делаю ?
avatar
2 Egorf • 01:51, 2012 Ноя 27
Потёрто...........http://info-liomers.ru/cat.php?id=www.tatar-islam.com - .
avatar
1 admin4 • 18:00, 2012 Авг 03
Афарин рахмат!!!
Комментарийны калдырыгыз
avatar

Янв 13
Янв 09
Ноя 22
Окт 12
Сен 12
Сен 06
Сен 06
Сен 02
Авг 29
Июл 05
Июн 21
Май 24
Май 20
Май 19
Май 19
Май 14
Май 14
Май 13
Май 12
Май 12

40 тартма
Дин
Мәкаләләр


Вакыйга

Әңгәмәләр
© 2009-2024 "Татар Ислам" мәгълүмат агентлыгы
Сайтка куелган язмаларга барлык хокуклар «Ислам info» медиа-төркеменә карый. Материаллардан файдаланганда гиперсылтама ясау мәҗбүри. Массакүләм мәгълүмат чарасын теркәү турындагы таныклыгы: ИА № ФС-77-45782 13. 07 2011 ел. Элемтә, мәгълүмати технологияләр һәм массакүләм коммуникацияләр өлкәсендә күзәтчелек буенча федераль хезмәт (Роскомнадзор) тарафыннан бирелгән. Урнаштырылган материал 18+. т.8 927 242 35 78
Сайтлар ясау һәм сайт белән идарә итү — «Ариф» студиясе